Падтрымаць СД
Далучыцца да нас
ВАКАНСІІ
Заметки на полях Control
Кратко о последнем творении Remedy и о том, почему в неё стоит поиграть
Пока коронавирус свирепствует, самое время вернуться к крутым играм или познакомиться с пропущенными. И вышедшая в самом конце лета Contol - однозначно одна из таких.

26 марта Control пополнится большим сюжетным дополнением под названием The Foundation, поэтому сейчас хороший момент для того, чтобы вспомнить, что это за игра и почему её не стоит пропускать.
Что такое Control?
Это шутер со сверхспособностями от третьего лица и с легкими элементами метроидвании (метроидвания – жанр игр, особенностями которых являются относительно открытый мир, свободный для исследования, и прокачка персонажа, завязанная не на повышении ролевых характеристик, а на обретение новых способностей, позволяющих проникать в ранее недоступные места).

Главную героиню зовут Джесси Фейден, она прибывает в Федеральное Бюро Контроля (ФБК) в поисках ответов на некие вопросы, которые игроку раскрываются не сразу. А в ФБК именно в день ее приезда начала творится какая-то муть: некая сущность ииссы (от англ. hiss – шипение) овладевает членами Бюро, которые не имеют особой защиты, а тех, у кого она есть, убивают порабощенные ииссами. А директора Бюро, который должен разбираться с этим беспорядком, Джесси обнаруживает мертвым в собственном кабинете. Судя по всему, он застрелился, но это не точно.

Взяв в руки Табельное оружие Директора, Джесси сама занимает эту должность - и теперь на ее совсем не хрупкие плечи ложится обязанность навести в бюро порядок, взять под контроль угрозы, а ещё найти ответы на свои вопросы и разобраться в происходящем. Не самая простая задача, в которую игрок погружается на следующие 10-15 часов.

ФБК – организация, которая изучает, контролирует и изолирует различные сверхъестественные предметы. Например, здесь есть холодильник, на который надо постоянно смотреть, иначе он начнёт убивать. Или зеркало, за которым скрывается настоящее зазеркалье. И ещё множество предметов, с которыми игрок, управляя Джесси, будет взаимодействовать в течение игры.

ФБК сильно вдохновлена SCP Foundation (SCP Foundation – вымышленная организация, являющаяся предметом одноимённого проекта совместного веб-творчества, в русском переводе также известная просто как Фонд или Организация. SCP Foundation является строго секретной организацией, занимающейся изучением и изоляцией различных объектов): настолько сильно, что даже стиль оформления внутриигровых бумаг и отчетов похож на стиль оформления SCP.
Почему стоит поиграть в Control?
1. Самое главное: в нее весело играть
Источник - YouTube.com
Игры можно оценивать по куче параметров, важность которых будет для каждого своя: кто-то ценит интересную историю, кому-то подавай романы со спутниками, возможности для отыгрыша, прописанный и глубокий мир, красивую графику или ещё что-то. Но если в игру скучно играть, если геймплей не затягивает, то остальные части не будут работать так, как должны.

В Control с геймплеем все отлично. Боевка простая, но очень весёлая, и вообще перестреливаться в игре очень приятно. Джесси может как расстреливать врагов из своего Табельного оружия (у которого есть пять режимов стрельбы, и все разные, от автоматического пистолета до снайперской ракетницы. Не спрашивайте меня, как это работает. Просто работает, и при чем боезапас у всех форм оружия бесконечен, но иногда оружию необходимо перезаряжаться), а может раскидывать ииссов телекинетическим броском. Кидаться во врагов можно вообще всем, что попадётся под руку: столами, стульями, кусками пола и колонн и даже другими врагами. Бросок не единственная способность, но самая полезная, и она не надоедает за все 10 часов прохождения.
Источник - Eurogamer.net
Разносить офисы ФБК так весело ещё и за счёт крутой физики окружения: если пуля попадает в пол, она оставляет след, предметы реалистично падают и летают, и каждое действие Джесси и её оппонентов отражается на поле боя.

Укрытия в игре настолько минималистичные, что их считай нет, а врагов всегда много, они всегда нападают с разных сторон, и в такой ситуации оставаться на одном месте – настоящее самоубийство. Хочется жить – придётся быстро перемещаться по полю боя, параллельно отстреливая врагов и отслеживая свои уровни здоровья и энергии. Тем бой в итоге получается ураганный. Все это образует весёлые пострелушки, само то, чтобы немного расслабиться после занятого дня в универе.
2. Шикарная атмосфера
Понятие «атмосфера» очень расплывчатое, но я в него вкладываю ощущения и настроение, которое игра создаёт всем, кроме сюжета и геймплея: архитектура, освещение, дизайн уровней, саундтрек и прочие аспекты.

Все действие игры происходит в одном здании: штаб-квартире Федерального Бюро Контроля под названием Старейший Дом. И конечно, ФБК не могли устроить штаб-квартиру в обычном здании. Нет, это слишком просто и понятно. По сути, Старейший Дом – сам по себе особый объект из разряда тех, изучением которых занимается ФБК. Иногда коридоры меняются местами, открываются новые или закрываются уже известные, и все происходит само по себе, без управления учеными ФБК. Правда, наличие таких изменений отображено только во внутриигровой документации: в течение игры карта не меняется.
У Старейшего Дома есть реальный прототип: здание Агентства Национальной безопасности в Нью-Йорке. Источник - Gamasutra.com
Многие помещения Старейшего дома напоминают обычные офисы: столы, стулья, бумаги. Компьютеров и любой другой техники нет – они взрываются, только попав в здание. Самое большое отличие от любого другого офиса – висящие в воздухе тела одержимых сотрудников. В любой момент эти тела могут спрыгнуть вниз и напасть на Джесси, поэтому приходиться быть постоянно на чеку.

Высокие, тяжёлые потолки, бетонные монолитные стены – все будто давит на игрока. Обычные цвета и свет в игре достаточно блеклые. На фоне играет тихая, неброская музыка – её ритм и мелодию не вспомнишь, даже если захочешь, но она вносит свой вклад в напряжение. Игрок не чувствует себя в безопасности, и не должен.

Иногда игра позволяет себе заигрывать с искривлением пространства. Каждый раз это выглядит ново, интересно и захватывающе. И ещё больше размывает границу между реальным миром, который где-то там, за дверями ФБК, и происходящим в Старейшем Доме. Эти искривления никак не объясняются – они просто есть, и они такая же часть Старейшего дома, как полы и потолки.
Плюс здесь очень удачно играют с цветом и освещением, будь это зеленовато-фиолетовая гамма мест, заражённых Плесенью, или черно-белое астральное измерение, или насыщенный красный свет и глубокие чёрные тени заражённых ииссами зон, или яркий желтый, сигнализирующий о входе в Мотель – у каждого цвета в этой игре есть своё значение, и это позволяет подсознательно считывать определенную информацию о локации.
Немного об освещении в Control. Четвёртый скрин – пример обычных света и цветовой гаммы в игре. Источники: hitc.com, gosunoob.com, YouTube.com
Старейший Дом скрывает в себе много тайн: локаций достаточно запутанные, с кучей переходов и коридоров, а карта не очень помогает – намного проще ориентироваться по знакам и каким-что запоминающимся предметам и коридорам. Несмотря на то, что по ходу главного сюжета Джесси побывает на всех этажах Старейшего Дома, но большую часть секретов придётся искать самостоятельно, немного вдалеке от дорожек главного сюжета.

Все составляющие: архитектура, свет, цвет, музыка, дизайн – создают напряжение, способствуют дискомфорту игрока. Но с другой стороны, окружение достаточно интуитивное, чтобы его можно было «читать» без проблем. Несмотря на то, что за каждый углом таится опасность, Старейший Дом хочется исследовать, ведь вместе с опасностями за каждой дверью любопытного игрока поджидает новая загадка.
3. Вселенная Control
История Control стоит на двух основных вопросах: что же случилось в Бюро и зачем Джесси вообще ступила в это здание. Наравне с сюжетом в этой игре есть ЛОР. Именно так, большими буквами. Мир Control – это дикая смесь из SCP, теории Юнга (привет, коллективное бессознательное), с астральным измерением, городскими легендами, непознаваемо иными сущностями, настолько другими, что наш язык не в состоянии передать их мысли, парочкой кивков в сторону Матрицы и прямыми отсылками на события Alan Wake. И самое удивительное: эта смесь работает. По своим законам, которые ближе к законам сна/кошмара, чем привычной нам реальности, но работает.

В познании лора этой достаточно запутанной вселенной помогает целая куча внутриигровых документов, отчетов, писем и прочего. Читать или не читать эти бумаги – полностью выбор игрока. Текста здесь много, и постоянные паузы на чтение могут замедлять темп игры, вырывать из потока и немного смазывать игровой опыт. Но в обмен можно узнать больше о достаточно сложно устроенном мире Control.

Ещё из способов подачи лора здесь есть видеозаписи доктора Дарлинга, ведущего учёного ФБК и одного из самых приближенных лиц старого директора Тренча. По всему Старейшему Дому можно обнаружить множество видеозаписей (которые, кстати, сняты с реальным живым актером, а не анимированы. А доктора Дарлинга сыграл Мэттью Поретта, и он же озвучивал главного героя Alan Wake). На этих видеозаписях Дарлинг объясняет устройство мира Control.
Знакомьтесь, доктор Дарлинг. Единственный, кто понимает большую часть происходящего в Бюро. Источник - GameSpot.com
Еще один интересный способ подачи информации о мире, а точнее, о Федеральном Бюро Контроля – это телефон прямой линии, который позволяет Джесси связываться с Советом и слушать послания с того света от бывшего директора Тренча. Иногда он может дать подсказку по сюжету, но чаще всего он рассказывает про свои взгляды на Бюро и важность роли Директора. Получились очень атмосферные аудиодневники.
Бывший Директор Тренч учит свою замену Джесс Фэйден уму-разуму
4. Задания Ахти
Ахти – главный уборщик Старейшего Дома и один из самых загадочных персонажей игры. На протяжении всей игры можно (и нужно) забегать в его офис и брать небольшие побочные миссии.

Напомню: Джесси всю игру бегает в должности Директора ФБК, главного человека во всем Бюро, над которым стоит только загадочный Совет из параллельного измерения. Казалось бы, какие задания может давать уборщик Директору?

Вполне ожидаемые: очистить Плесень, прочистить канализации и другие заботы по Старейшему Дому. Впрочем, самое лучшее задание ждёт игрока в конце сюжетной ветки. Оно прекрасно, и жаль, что больше игр не включают подобных заданий.

Плюс, у Ахти крутой музыкальный вкус, и можно пополнить свои плейлисты парочкой новых крутых песен.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
+ бонусный пункт: Poets of the Fall

Control – не первая коллаборация между разработчиками из Remedy и рокерами Poets of the Fall.

Прошлой игрой, над которой коллективы работали вместе, была Alan Wake, для которой POTF выпустили небольшой альбом саундтреков. И выпустили его не под обычным названием группы (Poets of the Fall), а под названием внутриигровой рок-группы Old Gods of Asgard.

В Control можно услышать две песни Поэтов: My Dark Disquiet с их последнего альбома играет в одной из лабораторий, а написанная специально для игры Take Control играет в одном из самых крутых сюжетных моментов, в самой крутой локации игры.

Вот лирик-видео на Take Control. Осторожно: возможны непрямые спойлеры в тексте песни.
Но что-то я захвалила игру. Все-таки и она не без косяков. Что же может отпугнуть?

  • Без учёта лора, атмосферы и геймплея сюжету игры не хватает звёзд с небес: история достаточно простенькая, в некоторые моменты даже примитивная, но её спасает последняя миссия Take Control. Несмотря на то, что почти мгновенно становится понятно, что происходит, такой твист все равно классно работает.

  • После ухода от Microsoft разработчики из Remedy явно испытывали проблемы с бюджетом: постановочных моментов мало, и они не особо впечатляют, а большинство кат-сцен – это сменяющиеся крупные планы двух неподвижных говорящих глав. Это допустимо для сточасовых РПГ, но в десятичасовом экшене такое принять намного сложнее.

  • Игра требовательна к ресурсам компьютера/консоли: шикарная физика окружения и неплохая картинка сильно грузят систему. Особенно на ПК, если работает трассировка лучей. Игра стартовала с ужасной оптимизацией, но сейчас уже поправили.

  • На ПК игра – временный эксклюзив Epic Game Store

  • Иногда игра пытается уйти в пафос, и у неё это получается ОЧЕНЬ плохо. До уровня «ОМГ, как пропустить эту кат-сцену» плохо

  • На поле боя иногда творится полное безумие: все взрывается, визуальные эффекты накладываются друг на друга, а ещё добавить специфическое освещение и дикую кучу врагов, которые нападают со всех сторон – и получаем ситуацию, где иногда невозможно понять, куда вообще стрелять и что вообще происходит.
В итоге, Control – это хороший шутер с зубодробительным, но интересным лором и потрясающей атмосферой. Да, игра не творит революцию в жанре, но это добротный экшен, который может подарить игрокам до 15 часов хорошего времяпрепровождения, а с учётом режима Экспедиций и двумя грядущими сюжетными дополнениями и того больше. Второе ДЛС, под названием AWE, выйдет позже в этом году, и постер тизерил кроссовер между Control и Alan Wake. Тем более, что в Control много упоминаний событий AW и можно даже услышать самого Алана. Совпадение? Вот вообще нет.
Не тратьте время на плохие игры, мойте руки и старайтесь держаться подальше от людных мест!
Падпісвайся на нашу старонку Укантакце. Мы стараемся!
Перадрук матэрыялаў магчымы
толькі з актыўнай спасылкай на арыгінал публікацыі.
Дэталі тут
.