Ему 28 лет. За плечами учеба на строительном факультете БНТУ, работа по распределению, карьера музыканта и многочисленные туры душевных акустических концертов.
Студэнцкая Думка поговорила с музыкантом и композитором Андреем Сенькевичем о профессионализме музыкантов, концертах за рубежом, гонорарах и работе в рок-баре TNT.
Андрей: Скажем так, перестал ходить на работу и занялся только музыкой. Я бросил работу не потому, что она мне не нравилась, а потому, что музыка доставляла мне больше удовольствия. Быть профессионалом сразу в двух сферах сложно.
Когда музыка появилась в твоей жизни?
Все началось с шести лет, когда меня отдали в музыкальную школу заниматься на балалайке. Не скажу, что горел этим, но мне нравилось.
В 2006 году у меня была рок-группа в школе. Первая группа просуществовала один день: пришли, поиграли и на этом всё закончилось. Вторая группа называлась Эйфория. Это было время, когда я ходил во всём чёрном, слушал heavy metal. И, естественно, мы играли такую же музыку. Группа просуществовала полтора года. Но это было в рамках музыкальной школы, так как все участники нашей группы учились в одном здании.
В 2011 году в Минске впервые прошёл день уличной музыки. Его организовывал литовский музыкант Андрюс Мамонтовас. Само мероприятие проходило в Троицком предместье, где было несколько разных по жанрам музыки площадок для выступлений. Там же познакомился с ребятами из группы Коктейль Шаляпина, и играл с ними до 2016 года. В 2013-2014 годах начал заниматься своим сольным проектом. Это было в конце университета. В 2015 году выпустил свой первый альбом «Мечтатели серых улиц».
Сложно поддерживать нормальные отношения в коллективе, когда у людей разные амбиции. Порой, чтобы избежать конфликтов, лучше избавиться от музыканта, который хочет большего, чем все остальные и остаться в компании, где все хотят одного и того же.
Учитывая, что я человек с музыкальным образованием, даже на рок-музыку я смотрю по-другому. Мне недостаточно сделать громко и добавить драйва. Хочется какой-то естественной красоты в музыке. Я думаю, что в коллективе должен быть духовой или струнный инструмент (например, скрипка или виолончель). Поэтому, сейчас нахожусь в поиске своего состава. Но основная проблема в том, что хочется собрать музыкантов со здоровыми амбициями. Если ты хочешь зарабатывать деньги, то соберёшь кавер-бэнд и будешь играть по пятницам и субботам в рок-баре TNT, но это, к сожалению, не про музыку.
Восемьдесят процентов своих концертов я играл один, так как в основном выступал за рубежом, а тащить весь коллектив - это гораздо сложнее.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Когда ты начал зарабатывать на музыке так, чтобы она приносила тебе доход?
Я начал зарабатывать деньги с самого первого концерта. Мне хватает средств, чтобы покрывать свои расходы, но уехать на три месяца на Шри-Ланку я не могу. Как и не могут уехать обычные люди, которые ходят на работу и получают по 1000-1500 рублей в месяц. Бывает, что я играю по восемь-девять концертов в Нидерландах. Этого вполне достаточно, чтобы два месяца находится в Минске и ничего не делать.
Как ты находишь, где выступить за границей?
Найти место - это самый большой кусок работы. Я ищу всю информацию в интернете и соцсетях, просматриваю площадки, на которых выступают артисты такого же формата, как и я. Всё это представляет собой большую базу данных, поэтому у меня есть таблица, где выделены отдельно страны и города. Потом я нахожу контакты человека, который отвечает за организацию концертов. Вся схема действует примерно так: сначала отсылаю сто писем. Из них примерно тридцать просмотрят, на восемь-десять ответят, а сделаем в итоге три-четыре концерта. Поэтому, чтобы организовать десять концертов, нужно отправить четыреста-пятьсот писем.
Чтобы был смысл ехать в Европу, я организовываю тур. Минимум четыре-пять концертов в стране. Узнаю, куда поеду за полгода до начала тура, когда его отыгрываю. Беру четыреста-пятьсот контактов и снова отсылаю им свои песни. Я называю это бесконечный менеджмент, как суперлото.
Бывало, что кто-то видел мой концерт и приглашал выступить у них. Порой, даже делал букинг за год. Но случалось и так, что менеджер заведения менялся и про концерт забывали. Тогда приходится прямо в дороге искать новую площадку для выступления.
Про гонорары
В девяноста процентах случаев, концерт состоит из оплаты гонорара, проживания и ужина. Бывает, что платят только деньги. Иногда между концертами появляется возможность выступить в маленьком кафе, и думаешь: "почему бы и нет, всё равно ведь день пустой".
Сложно понять зарабатывает музыкант или нет. Например, у Билли Айлиш много концертов и большие сборы на радио. Но когда понимаешь, что за этим стоит лэйбл, который вкладывает сотни миллионов долларов, и, к тому же, гонорар за каждый концерт распиливается между сотней человек: менеджерами, работниками на сцене и девочкой, раздающей флаеры в метро.
Если выбирать между выступлением в каком-нибудь кабаке за сто рублей с каверами или же за пятьдесят, но играя свою музыку, я бы выбрал второй вариант. Хотя первый всегда будет проще. Любой кавер-бэнд развивается намного лучше, чем какой-нибудь авторский проект, потому что у людей всегда есть потребность слушать то, что они любят.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
О навыках и вкусах
Когда меня спрашивают, почему я не играю на улице и не пою каверы, то отвечаю, что мне интересно, когда люди видят меня в моей музыке. Пускай это будет концерт на десять человек, но люди будут знать, кто я. Хочется прожить жизнь будучи собой. Но в целом, кавер-музыка тоже непростой труд, и я уважаю тех людей, которые отдают себе отчёт в том, что они не рок-звёзды.
У наших людей нет сформированного вкуса. Нет слушателя на каждый вид музыки. Нас вроде почти десять миллионов человек, но большая часть из них не ходит на концерты.
Я слушаю много разной музыки и понимаю, что у людей нет стремления быть крутыми музыкантами. Есть стремление играть на больших площадках, но настраивать гитару и попадать в ноты - зачем?
Есть много групп, у которых клипы и афиши выглядят очень круто, но когда приходишь к ним на концерт, то понимаешь, что участники даже в ноты не попадают! А потом смотришь на девочек сзади и видишь, что они просто приходят сюда отрываться.
Когда я начинал, то играл довольно простую музыку и понимал, что надо сделать лучше, чтобы языковой барьер не имел такого большого значения.
Иногда слышу от рок-музыкантов, что нам со своей акустикой сложно понять тех, кто играет на больших сценах. Мол, чем громче музыка, тем она убедительнее, а акустика – это сопли. Звучит очень странно. Я никогда не делю музыку на плохую и хорошую, могу делить только на качественную или нет. Музыка сама по себе разная. Нельзя осуждать человека за то, что он хочет пойти на концерт группы, которая играет на расстроенных гитарах. Это право и вкусы слушателя.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
В каком жанре ты играешь?
Это называется инди-фолк. Я придумал такое объяснение для себя. Independent – независимый, а фолк – это о народе и о том, что у человека внутри. Мне повезло, я очень часто бываю за границей. Играю и пою о том, каким бы хотел видеть мир людей, если бы мы его изменили через наш образ жизни и работу. А петь о том, какой мир есть на самом деле – это поп-музыка.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Сложно справляться с нагрузкой, когда выступления идут один за другим?
Это очень сложно. Самый плотный график был в 2018 году: девять концертов за десять дней. Бывает, ловишь себя на мысли, что играешь эту песню на автомате. На таких песнях отдыхаешь. Кстати, очень важно уметь правильно отдыхать. Неважно, выпиваешь ли ты после выступления, как рок-н-рольщик или нет, но тебе нужно выспаться и поехать давать следующий концерт. Это то, чему за последнее время научила меня музыка: ценить здоровье и умение отдыхать.
Очень много раз видел, когда на концерте музыканты извинялись, что они заболели. Я понял, что никогда в жизни не буду говорить так. Если вышел, то нужно работать как следует. Когда видишь, что это кому-то нужно, это даёт силы продолжать.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Сильно ли отличается публика Западной Европы от нашей?
Сильно. Но больше всего мне нравится выступать в Беларуси. Здесь слушателям более понятно, что я делаю.Мне очень близка публика в Нидерландах. За последние два года у меня было там три тура. В Европе интернациональная публика. Там есть и местные и туристы. Раньше казалось, что, если бы у людей было больше денег, то они ходили бы на концерты чаще. И всё же верится в это с трудом. Если бы у человека была зарплата на сто рублей больше, скорее всего он бы пожалел десять рублей на билет. Кто захочет, тот придёт.
Сорок процентов людей, которые ходят на мои концерты в Европе, ни разу не слушали мою музыку предварительно. Но мне всё равно интересно, почему они приходят. Я общался с этими и людьми и они говорили, что любят то место, где я выступаю, и доверяют выбору человека, который привозит сюда музыкантов. Им просто нравится отдыхать, ходить по пятницам и субботам в бары и слушать музыку.
Для меня популярность недосягаема. То, что я хочу сказать людям – это непопулярные мысли и идеи. Мы очень быстро выбираем лёгкий путь. Сначала начинаем за рок-н-ролл, за идею, а потом приходим к тому, что быстрей продается.
В Европе на фестивалях сорок процентов людей это люди сорок-пятьдесят лет, а у нас это только молодёжь.
Почему тексты твоих песен похожи на стихи?
Я думаю, что это всё-таки текст. Стихи – это абсолютно самодостаточные вещи, где не нужна ни музыка, ни театр. Человек читает и дорисовывает сам.
Как к тебе приходят песни?
Как правило, это какие-то реальные или вымышленные истории. Я стараюсь вместить одну историю в одну песню.
Что тебе ближе: русский или беларуский?
Я не так хорошо владею лексикой беларуского языка. Сначала я думаю на русском, и только потом перевожу текст. Но песни, которые пишу на беларуском, никак бы не могли быть на русском и наоборот.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Спрашивают ли люди после концертов в Европе о чём песня?
Да. Между песнями я рассказываю людям о чём собираюсь петь, чтобы эмоционально их подготовить. Пока я уверен, что у песни должен быть один язык. Прямо сейчас у меня появляются песни на английском и можно будет меньше говорить со слушателями.
Я работаю над мультиязычной программой, состоящей из семи языков: русский, беларуский, английский, немецкий, латышский, украинский. Скорее всего, добавлю и какой-нибудь из скандинавских языков. Есть мысль найти поэзию на этих семи языках, и написать автору с просьбой использовать его стихотворение. Но самое сложное пока найти.
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Ты арт-менеджер в рок баре TNT, как им стал?
Это было стечение обстоятельств. У меня был концерт, и я не знал, с кем общаться по этому вопросу. Тогда арт-директор сказал, что у них нету топ-менеджера и предложил поработать вместе.
Я занимаюсь всем после того, как музыканты прошли отбор. На мне документация, коммуникация с музыкантами, проведение промо и визуал на страницах клуба. После того, как концерт одобрен, они получают форму документа, где нужно указать название, стиль музыки, социальные сети. Бывает такое, что группа скидывает в пресс-релизе информацию о том, что они играют альтернативный рок, но этого мало. Тогда я спрашиваю: «Это всё, что вы хотите о себе рассказать?» А они отвечают: «Ну да, на наш концерт всё равно придут друзья друзей». Честно, я не понимаю, зачем они вообще тогда занимаются музыкой, если знают, что никто не придёт, кроме друзей их друзей?
Фото: https://vk.com/senkevichmusic
Что для тебя рок-музыка?
Рок – это та музыка, на которой я вырос, целая история. Когда я вижу человека, одетого во все чёрное, с длинными волосами, играющего метал или рок, мне по-доброму смешно. Я вырос из этого и не понимаю, почему нельзя играть ту же музыку в хорошей обуви, в нормальной одежде и с аккуратной короткой стрижкой?
Но есть же старые рок-музыканты…
Для них это жизнь. Они стали знамениты в таком стиле. Им не надо приобщать себя к этой культуре: они и есть эта культура. АС/DC не нужно прикидываться рок-н-рольщиками: они создали этот рок-н-ролл. Рок-н-ролл – это человек, который просыпается и засыпает одинаково рок-н-рольщиком. Это не значит, что он не может любить котиков, носить обычные майки, но обязательно должен курить и пить. Это хранитель культуры, который помнит, что был рок-н-ролл и что он значит сейчас. Музыка меняется.
У тебя есть песня «Мечтатели серых улиц». Кто они?
Когда я писал песню, думал о людях, которые живут здесь и сейчас, видят мир немного иначе. Фильм «Хулиганы зелёных улиц» вдохновил меня придумать такое название. Своего рода, это вольная интерпретация. В этой песне хотелось обобщить людей, живущих в сером мире, но которые ценят те вещи, которые стали только словами: добро, галантность, вежливость. Постепенно я понял, что каждый человек способен создавать свой мир, который ему нужен и интересен, чтобы просыпаться по утрам и делать зарядку.