Падтрымаць СД
Далучыцца да нас
ВАКАНСІІ
«Моему отцу было сложно выбрать партнёра, потому что он жил в деревне, где было всего две женщины: моя мама и его мама»
Беларусский стендап как развивающийся феномен андерграундного Минска
ЮЛІЯ ЛАСУТА
Пожалуй, каждый из нас хоть раз связывался со StandUp, будь то Алексей Щербаков или Луи Си Кей. А что насчёт отечественного стендапа? Что, если попрошу назвать хотя бы одного беларусского комика? Спорим, мало кого вспомнишь? Именно поэтому сегодня мы познакомим тебя с миром беларусской стендап-индустрии и расскажем, где можно весело и бесплатно провести тёплые весенние вечера!

Мы поговорили с Александром Ермоленко, студентом БГУКИ, беларусским стендапером и одним из основателей Изистендапа, о том, как начался его комедийный путь, почему в стендапе мало девушек и как побороть страх сцены.
Ты на первом курсе, тебе только 17, но ты уже довольно известный комик в беларусской стендап-индустрии. Как и когда ты начал этим заниматься, что стало отправной точкой?
Тут всё просто: мы играли в КВН с моим другом, Егором Свирским, он сейчас очень много выступает, недавно участвовал в «Comedy Battle», он мне и предложил попробовать и я согласился. Помню, мой первый открытый микрофон был в «Doodah King», это было два года назад. Получилось неплохо. Кстати, моё первое выступление было на мой день рождения. Я начал выступать, ходить на открытые микрофоны, но я не рассказываю те шутки, что были там. Нет, они были смешными, и я с ними тогда выступал, правда в какой-то момент я понял, что делаю что-то не так.

В первую очередь, мне самому должно нравиться то, что я делаю. Сначала мне нравилось, но позже я понял, что это примитивно и что я способен на большее, осознал, что комедия, она как литература. Поэтому сейчас я пишу материал со смыслом, про то, что мне интересно, и это классно.
Где берёшь истории для шуток?
Раньше я мог идти по улице и увидеть идею для шутки. Шутил про простое: мама, папа, бабушка, дедушка, потом для меня это стало чем-то вроде написания книги. Раньше, например, я мог ехать в автобусе или метро, особенно когда было подходящее настроение и писать, писать, писать. Не всегда было смешно, но я писал. А сейчас, когда уже есть идеи, я отношусь к этому гораздо серьёзнее: сажусь за стол и пишу. Я не делаю домашку в универе (смеётся), зато пишу шутки.

Бывает трудно себя заставить, иногда делаю всё в последний момент, сажусь писать материал за час до микрофона. Я открываю ноут, пишу первые шутки три, чтобы завести процесс, потом выкидываю их и дальше уже разгоняюсь по теме. На минском микрофоне можно в среднем выступать от 3 до 5 минут, и раньше, когда я только начинал этим заниматься, у нас было всего три открытых микрофона. А сейчас в Минске можно выступать два раза в день, то есть появилось гораздо больше площадок. Поэтому это очень хороший способ прокачивать свои навыки.
Почти все эти микрофоны бесплатные. Есть площадки, где люди делают платные шоу, но у меня есть какая-то внутренняя установка: я не могу дать людям то, в чём я не уверен. Когда это открытый микрофон – это одно дело, это наше стрельбище такое, где мы проверяем шутки. И когда я понимаю, что материал хороший, и я доволен, только тогда он отправляется в копилку хорошего материала, который я могу рассказать на платном мероприятии.
А о чём любишь шутить больше всего?
Раньше было очень много бытовых тем, это было самое простое, то, что окружает. А сейчас… Я не могу тебе сказать, потому что я тогда спалю свою задумку. Вообще, на минских микрофонах самая простая тема, которая поднимается везде и всегда, – это девушки. На втором месте идёт политика. Хотя в последнее время большинство комиков отказываются от этого, просто потому что эта тема стала довольно заезженной.
Любимые зарубежные и беларусские комики?
Я практически не смотрю комедию. У меня есть подписка на Netflix, я смотрю там некоторые. Из американских мне нравится Джордж Карлин, его старые выступления очень классные. У меня есть друзья, Ян Липай и Юля Волкова, они занимаются комедией, и они очень крутые! У них юмор, не похожий ни на какой другой.Были моменты, когда мне говорили: «Ой, это не смешно, про это не шути». Я никогда не слушал. И я рад, что эти ребята тоже не слушают. Юмор у них очень классный, он необычный. Я думаю, что такие вещи будут привлекать. Хоть комиков и становится всё больше, но я думаю, что народ хочет чего-то необычного, нежели однотипного.
Как родители относятся к тому, чем ты занимаешься?
Отлично. Папа вообще всегда говорит: «Правильно, молодец, давай развивайся! Надо делать!». И мама всегда хорошо относилась к юмору. Только в 11 классе, когда нужно было сдавать ЦТ и думать о поступлении, она говорила: «Всё, хватит выступать, нужно учиться», но потом начали появляться какие-то деньги, и она изменила точку зрения (смеётся).
Расскажи немного о своей площадке «Изи Стендап», как всё началось и с кем ты ее создавал?

Я поступил в университет – и ко мне пришло озарение, что надо делать что-то интересное! Посмотрел тему, которой практически ни у кого не было,придумал концепт, подумал о том, что надо как-то развиваться, в плане ведения и организации мероприятий. Я искал бар в Минске, но ничего не мог найти: в основном из-за плохой посадки. И я наткнулся на 3D карту бара «На Пляже» и подумал: «Круто»! Я рассказал об этом ребятам, с которыми мы организовываем «Изи Стендап», Жоре Кратику и Антону Василенко, договорились с администрацией бара и начали проводить открытые микрофоны.
В будущем мы бы хотели открыть подобные площадки и проводить платные мероприятия, но пока так: мы проводим микрофоны по четвергам, и это приносит нам удовольствие, даже какие-то деньги. Людей в основном много, бар обычно полный.
Почему в стендапе гораздо меньше девчонок?

Тебе кажется. На самом деле в Минске достаточно девчонок-стендаперов, но я считаю, что девчонкам сложнее решиться. Парням проще рискнуть, проще попробовать и сделать. Я заметил, что девчонки более осознанно подходят к этому вопросу. Большинство делают так: находят какую-то интересную тему, записывают себе в сет-лист и разгоняют её уже на сцене. А когда приходят девчонки, у них обычно распечатанные листы А4, они репетируют. Я один раз выступал в «Жёваном кроте» и решил сходить в туалет. Все кабинки были заняты, я постоял какое-то время и услышал, как они там в кабинках проверяют материал. А мы можем реально выйти, додумать что-то на сцене, больше импровизировать. Парням проще решиться на какой-то шаг, а вот девчонкам сложнее, поэтому их и меньше.
Нет ощущения, что это из-за того, что общество с детства ставит нам какие-то рамки? Раз ты девочка, ты не можешь грубо выражаться или шутить.

Нет, думаю, дело не в этом. Просто у девчонок в жизни какой-то такой подход, знаешь, они больше думают, больше заморачиваются. Если у неё учеба и работа, и совсем нет времени, она лишний раз не пойдёт на микрофон. Я выступал на микрофоне за день до сложнейшего экзамена. У нас в этом плане проще. Девочки более ответственные.
Беларусская публика – тяжёлая публика. Это стереотип или нет?

Скорее, стереотип. Бывает, ты приходишь на микрофон, а публика действительно тяжёлая. Это уже зависит от многих факторов: плохое настроение у людей, плохая погода, плохая работа ведущего, плохая подготовка комика. Я выступал в Беларуси, России и Эстонии и могу сказать, что публика не особо отличается. У нас есть открытый микрофон в «Cuba Bar», там заходит вообще всё: там действительно очень тёплая публика, атмосфера располагает: тёмная комната, свет только на сцену, ни шума кофе-машин, ничего. Ещё классное место – «Корпус», у нас там, кстати, 20 марта шоу «Первый стэндап в мире», покупайте билеты и приходите, будет весело!
А были ли моменты, когда шутил в тишину?

Конечно, было, много раз. У меня просто сменились взгляды, и я сейчас я понимаю, что я в первую очередь должен не людям, а самому себе. Раньше я думал, что должно быть только смешно, потом я начал внедрять серьёзные темы.

"Я как-то поднял тему, что по факту всю жизнь мы думаем, что выбираем, но мы не выбираем. Родители выбирают за нас, где учиться. У меня на эту тему была шутка, что моему отцу даже было сложно выбрать партнёра, потому что он жил в деревне, где было всего две женщины: моя мама и его мама. Я просто нашёл свою тему и делаю так, как нравится".
Сейчас же многие беларусские комики, например, Слава Комиссаренко, Ирина Приходько уезжают в Россию и участвуют там в различных телевизионных проектах. Что ты думаешь по этому поводу? Есть такие планы?

Честно говоря, я пока не знаю. Мне нравится, что это не работа: нет такого, что мне звонят из офиса и говорят написать пять шуток. Я всё делаю в удовольствие. Мы ведь живём в эпоху, когда свои выступления можно заливать на YouTube. Я думаю, что сольник того же Долгополова посмотрят больше людей, чем сольник ребят из Стендапа на ТНТ. Не всех, конечно. Там есть классные ребята. Нужно же понимать, что, когда выступление выходит на телевидении, оно всё же режется.
Есть страх перед выходом на сцену? Если да, то как справляешься?

Есть. Всё просто – выхожу на сцену.
Что по планам на будущее? Собираешься ли продолжать?

Конечно. Я не хочу зарабатывать мало, мне хочется иметь постоянный доход. Мы живём с мамой сейчас, она работает учительницей, и часто бывало, что чего-то хочется, но мы не можем позволить. И благодаря стендапу на мои расходы мне хватает. Просто в масштабах семьи и вопросах комфортного существования, когда хочется куда-то сходить или просто выпить в пятницу вечером пива, это ведь жизнь всё-таки, этого пока что недостаточно. Я же ещё на рекламе учусь, думаю, это пригодится. Я сам себе делаю афишу, сам пишу шутки, сам это рекламирую. Удобно.


Итак, закрепим! В Минске Открытые микрофоны ты можешь посещать КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Сколько это стоит? Совершенно бесплатно! Прихвати с собой лишь пару друзей и хорошее настроение. Для выступающих там комиков это будет лучшей наградой. Можешь подписаться на группы, чтобы быть в курсе всех юмористических событий своего города!
19:35/ 16 сакавіка 2020 / Юля Ласута
Перадрук матэрыялаў магчымы
толькі з актыўнай спасылкай на арыгінал публікацыі.
Дэталі тут
.