Кейт Малвени: «Идите и будьте людьми деятельными»

СТУДЭНЦКАЯ ДУМКА
3 сентября 2017 год, Университет Кёртин, город Перт, Австралия
Кейт Малвейни – австралийская актриса, сценаристка и драматургиня, лауреатка Дневной премии «Эмми» за сценарий к анимационной телепередаче для дошкольного возраста и Премии Хелпманна за лучшую женскую роль в пьесе.

Почитайте её речь!
Добрый день, ректор, профессор Дебора Терри, исполняющая обязанности ректора Сью Уилсон, деканы, уважаемые гости, работники факультетов, выпускники, ваши друзья и семьи, моя мать Глинис, сестра Тиган и все папы. С Днём отца!

Для меня огромное счастье быть здесь и вместе с вами праздновать конец одного приключения и начало следующего. А также это огромная привилегия, получить звание почётного доктора гуманитарных наук Технологического университета Кёртин на праздновании его 50-летней годовщины.

Так что поздравляю вас с тем, что доучились до этого момента, дорогие гуманитарии. Как выпускники гуманитарных специальностей, вы – те, кто документирует опыт человечества. Вы – наблюдатели, писатели, историки, учителя, артисты, критики, архитекторы культуры, коммуникаций и обществ. Без тех, кто изучает людей, не бывает человечности. Мы живём в такое время, когда как никогда раньше важно задаваться вопросом, что значит быть человеком разумны, а что – человеком деятельным и что каждый из вас делает как человек, если делает вовсе. Мы нуждаемся в эмпатии, эмоциональном интеллекте, неумолимой честности в ответах на вопросы, которые задаём себе, в осознании наших привилегий и беспомощности. Но больше всего, как люди разумные и люди деятельные, мы нуждаемся в воображении. У вас, сидящих сейчас здесь, его в избытке.
Воображение – это та черта человеческой личности, которая вечно в моменте, развитии, движении, борьбе.
Но, говоря о воображении, я подразумеваю не сказки, тексты Джона Леннона или плакаты с надписью «Воображение» и блёстками, которые, что иронично, штампуются на фабриках в больших количествах. Я подразумеваю человеческую способность формулировать новые идеи и концепции, бросающие вызов прежним ожиданиям и соображениям. В наше время воображение – это такой дар, с которого любят посмеяться, умалить, обесценить.

Воображение часто приравнивают то к амбициям, то к мечтам, то к инфантильности, то к чему-то неуловимому и непостижимому. Это неправильно. Воображение – это та черта человеческой личности, которая вечно в моменте, развитии, движении, борьбе. Сегодня я призываю вас, только закончивших университет, собрать воедино своё образование, опыт, амбиции – и не забыть воображение, готовое явиться по первому зову и служить вам, где и кем бы вы ни были и чем бы ни занимались.

С малых лет мне прививали ценность воображения. В моём родном городе, Джералдтоне, процветало многоцветие культур. В представляющей Сицилию футбольной команде моего отца-ирландца играли ньюнгары, греки, вьетнамцы, африканцы, индийцы. Истории, акценты, представления о вещах, окружавшие команду и семьи игроков, были до слёз смешными и грустными. Они бросали вызов тому, каким я видела свой городок, его жителей, своё место среди них и, соответственно, своё место в мире.
Позже, как вы можете знать, я провела огромную часть детства, борясь с раком, вызванным воздействием на отца агента «оранж», который использовали во время войны во Вьетнаме. В Перте в начале 80-х, в пустой больничной палате, не было видеоигр, местного телевидения, которое рассказывало б миру о нашем существовании, и благотворительных фондов, которые могли б подарить нам поездку в Диснейленд. В палате у нас не было ничего, кроме друг друга – одной семьи, цепляющейся за жизнь.

Как футбольная команда или хороший университет, наша палата не знала культурных границ. Мы жили словно в маленькой копии мира, плавильном котле культур и верований, надежд и навязчивых мыслей, рассказов и рассказчиков. Это была палата людей, которые делали всё, чтобы свести концы с концами, и те смелые, захватывающие истории, которые я слышала от них, лёжа в больничной койке, позволяли ненадолго забыть о горе, постигшем мою семью.

Дома ли в Джералдтоне, в больнице ли имени принцессы Маргарет, я училась у своих рассказчиков, и лучшее, что эти занятия дали мне, это умение слушать. Слушать чужие истории, выдумки, правдивые случаи, уроки, что предлагали люди вокруг меня. Жующий оливку сицилийский дедушка мог как по мановению руки перенести меня в свою родную Сицилию. Старая ньюнгарка шептала мне на древнем языке об истории своего народа и их земли, моей роли в судьбе ньюнгаров и их роли в моей. Отец чистил рабочую обувь, и в нём я могла увидеть призванного на службу ветерана Вьетнамской воны.

Но главное, чему научили меня детские годы, это тому, что воображение – это не просто какая-то штука для игр (хотя и это тоже, конечно). Это не сказки и мифы. Воображение может перенести тебя в потрясающие места планеты, снять боль, пролить свет на вещи, которые казались выше твоего понимания, изменить то, что ты считаешь несправедливым. Воображение может помочь тебе найти подход к новому или, если захочешь, выход из старого. Это процесс, полный игры, глубины, вдумчивости и погружения. Когда в 1994 году я вернулась обратно в Перт и поступила в Университет Кёртин, оказалось, что воображение может найти мне самых лучших друзей, которые только были в моей жизни, и работу, о какой я смела только мечтать.
В те времена, когда я училась здесь на «Театре и сценаристике», среди моих однокурсников бытовало мнение, что нам никогда не выплатить свои кредиты за обучение, потому что никого из нас просто не возьмут на работу. Однако, несмотря на такие разговоры, мы работали иногда по 18 часов в день: писали сценарии, ставили спектакли, играли что угодно от Пинтера до пантомимы, ставили декорации и убирали декорации, начинали организовывать постановки и бросали, буквально смотрели, как сохнет краска, шили костюмы, ставили свет, чинили звуковой пульт, рассказывали истории гениальных собирателей человеческого опыта: Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Дороти Хьюитт – в то же время лихорадочно придумывали свои собственные.

В здании театра на этом холме мы выкладывались изо всех сил. Иногда мы забирались на крышу, чтобы встретить рассвет, и делили друг с другом жареного цыплёнка с салатом из шинкованной капусты из супермаркета, на которого чудом наскребли всей компанией. А иногда и засыпали прямо на крыше, когда не надо было бежать на очередную подработку, которых мы набирали сразу по несколько, чтобы платить ренту. Чтоб вы представляли, я как-то продавала лотерейные билеты и медиаторы в лотерейном киоске большого торгового центра и наряжалась в костюм бандикута для исторического музея. Когда не писала, ставила или играла спектакли в университетском театре. В общем, мы работали. Работали изо всех сил и в университете, и вне его стен. Каждый из нас был человеком деятельным.
Все мы выплатили свои кредиты на обучение, думаю, даже без особого труда. Я ни в ком не встречала такой работоспособности, как в студентах Кёртина, и её источником были наши совместные фантазии. Между нами часто случались такие разговоры:

– Короче, я собираюсь ставить адаптацию «Троянок» Еврипида. В качестве постановщиков придётся позвать 20 первашей и столько же человек со второго и третьего курса в качестве актёров. Хочу, чтобы спектакль был в декорациях футуристичного подпольного кабаре и чтоб там играли индастриал-метал, как в Роземаунте пару недель назад. И сделать это надо в стиле Бертольда Брехта, чтобы поставили зачёт. Отрепетируем за четыре недели, и потом он будет недели две идти в малом театре в обеденное время и по субботам. Бюджет – 80 долларов. Кто со мной?

– У меня сегодня днём история театра с Барбарой Деннис, могу спросить, нет ли у неё каких-нибудь переводов с греческого.

– У моей мамы есть несколько отличных скульптур в греческом стиле, которые можно использовать для декораций. Она сейчас на Бали. Даже не узнает, что они пропадали из дома.

– Я могу побыть чтецом на пробах, если хочешь. Всё равно мне нужно практиковаться.

– О, я как раз играю индастриал-метал. С удовольствием сыграю в спектакле. Надо будет только взять отгул на субботу.

– Я не уверена, что это классная идея. Может, лучше будет не переиначивать «Троянок», а написать что-нибудь своё? Помнишь историю про твою бабушку из Сайгона, которую ты как-то рассказывал?

И тому подобное. Садилось солнце, высыхала краска. Занавес поднимался и опускался. Зрителей было немного. С каждым разом наши спектакли становились всё лучше, честное слово, ведь наше воображение росло и развивалось с каждым вызовом, который бросали мы себе или другим.
По сути, это не чем не отличается от моей работы. Я – гордая профессиональная воображательница. Каждый день я сажусь и отправляю свою фантазию в свободный полёт по историям, которые хочу рассказать, темам, на которые хочу высказаться, и разговорам, которые хочу начать со зрителями, а через них – со всем миром. Я начала фантазировать ещё маленькой девочкой и отточила это умение в Кёртине. Не проходит и дня, когда я не использовала б в работе то, чему научилась здесь.

Сегодня передо мной сидят выпускники разных специальностей: культура и изобразительное искусство, дизайн, преподавание, архитектура. Все вы формируете будущее этой страны. Не завтра, но сейчас. И я всей душой восхищаюсь каждым из вас. Вам предстоит создавать, изменять, продумывать и шлифовать самые разные творческие замыслы. И в тоже время терпеть поражения. Паниковать. Отказываться от старых идей. Выгорать. Временами вы будете чувствовать себя сломленными, потерявшими вдохновение, разочарованными, но прошу вас: не отступайте. Вы готовы к этому. Каждый из вас и тех, кто вас окружает, носит в себе спасительный чемодан с инструментами. Честное слово! Всё начинает с глубокого вдоха и произнесения волшебных слов: «Давай представим, что я... Давай представим, что мы...»

Уходя, найдите немного времени, чтобы поблагодарить всех преподавателей, что поддерживали вас, однокурсников, что вдохновляли вас, своих друзей и членов семьи, которые помогали вам. Это важно. Воображение может унести вас далеко-далеко, но ведь и жизнь тоже умеет разбрасывать по разным концам Земли. Так что не забудьте не забыть каждому уделить немного времени. И чтобы вы не думали, что я какая-то женская версия Вилли Вонки, которая стоит здесь и восхваляет оторванное от жизни воображение, напоследок я процитирую нескольких великих мыслителей, чтобы подкрепить свои слова.
Для архитекторов и тех, кто создаёт и совершенствует среду, в которой мы живём, я скажу словами Фрэнка Ллойда Райта: «Архитектура – это триумф человеческой фантазии над материалами, методами и другими людьми, триумф, который вводит человека во владение его собственной Землей».

Для дизайнеров – словами Марка Твена: «Нельзя полагаться на глаза, если расфокусировано воображение».

Для преподавателей (я в особенности восхищаюсь вами, потому что моя мать проработала учительницей 45 лет и я видела ростки перемен, что она заронила) я скажу словами одной великолепной учительницы, которая, может быть, вам известна, Элизабет Джолли: «Представьте, какими невероятными, какими бессовестными озорниками вам нужно быть, чтобы рассказать мне свою историю».

Для актёров – словами одного неизвестного мудреца: «Если вам стало страшно на сцене, просто представьте своих зрителей голыми».

Для писателей – словами Шекспира, моего любимого автора: «Глаз поэта с высоты небес взирает На землю, то с земли на небеса. И как воображенья зародятся откуда неизвестно, так поэты пером своим им формы придают, определяют её место и названье. Хитро и сильно их воображенье и если бы дарило лишь веселье, то воспринималось бы легко».
И для каждого из вас: «Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно». Альберт Эйнштейн. Удачного вам боевого крещения, как говорят у нас, в театре. Идите и будьте людьми деятельными. Не прекращайте учиться. Не прекращайте слушать. Желаю вам всего лучшего в жизни, но уже представляю, как вы добьётесь и того большего. Благодарю за внимание.
15:00 / 18 мая 2021 / Студэнцкая думка
Падпісвайся на нашу старонку Укантакце. Мы стараемся!
Перадрук матэрыялаў магчымы
толькі з актыўнай спасылкай на арыгінал публікацыі.
Дэталі тут
.