Падтрымаць СД
Далучыцца да нас
ВАКАНСІІ

Курт Воннегут:
"Хотел бы я увидеть, как Америка пробует социализм"

Беннингтонский колледж в Вермонте, США, 1970 год
ліза лойка
Курт Воннегут – американский писатель, романист и эссеист 20 века. Наиболее известными произведениями Курта Воннегута считаются книги «Колыбель для кошки» и «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

Перевели для вас слова, которые Курт сказал выпускни_кам 1970 года. О мотивации и актульности судите сами.

Курт Воннегут
Беннингтонский колледж в Вермонте, США, 1970 год
Надеюсь, вы будете счастливы принадлежать к образованному классу Америки. Меня самого в него так и не приняли. Как я сказал недавно в День Земли в Нью Йорке, нечасто безнадёжных пессимистов приглашают выступить с речью в разгар весны.

Я предрекал, что всё будет становиться хуже, — и всё становится. Одна беда, мне кажется, состоит в том, что правящее большинство, которое сосредоточило в своих руках деньги и власть, — это военные и юристы. Военные хотят найти плохих парней и вышибить им мозги. Это не всегда хорошее решение, особенно что касается проблем городской канализации и контроля рождаемости. Я требую, чтобы администрация Беннингтонского колледже сформировала у себя военную кафедру. Мы должны больше знать о военных, раз уж деньги и власть находятся в их распоряжении.

Большая ошибка прогонять их из университетских городков в гетто вроде Форт-Беннинга и Форт-Брэгга. Пусть они делают всё то же, что внутри фортов заставляет их раздуваться от гордости, только среди образованных мужчин и женщин. Во время учёбы в Корнельском университете ничто не давало мне столько пищи для размышлений, как военная кафедра с её уроками владения оружием, строевой подготовкой и самой манерой офицеров разговаривать со мной. К концу Второй мировой войны корнельская военная подготовка сделала меня капралом. А после войны, как вы знаете, пацифизм сделал меня богатым человеком.
В колледже вы должны видеть не только военных, но и их оружие, особенно оружие для разгона толпы — пулемёты и танки. У современной молодёжи есть склонность сбиваться в толпы. Поэтому вам нужно понимать, как легко пулемёты и танки управляют любым сборищем. Вот главное правило, которое вы обязаны знать о танках: единственным человеком, который когда-либо победил танк, был Джон Уэйн. И он был в другом танке. Теперь о пулемётах: они работают как садовый шланг, только вместо воды разбрызгивают смерть. С ними нужно быть осторожными. И ещё кое-что о танках и пулемётах: они работают как одна система.

Насколько же я пессимист, если серьёзно? Три года назад я преподавал в Университете Айовы, сотни студент_ок учились у меня. Насколько я могу судить, ни один_одна из моих бывших студент_ок не готов_а к размножению. В последний раз мир видел настолько широко распространённое нежелание размножаться в Тасмании, примерно в 1800 году. Коренные тасманий_ки отказались от детей, любви и всего остального, когда белые колонисты, бывшие преступники из Англии, развлечения ради объявили на них охоту.

Когда-то я был оптимистом. В детстве, которое я провёл в Индианаполисе. Те, кто видел Индианаполис, поймут, что там быть оптимистом непросто. Сначала гонка на 500 миль по трассе, затем 364 дня мини-гольфа, затем снова гонка на 500 миль.

Мой брат Бернард, который был страше на девять лет, собирался стать великим учёным. Как-то он обнаружил, что частицы йодида серебра могут вызывать из некоторых видов облаков осадки в виде снега или дождя. Благодаря ему я на какое-то время загорелся наукой. Я думал, что учёные выяснят, как именно всё работает, и усовершенствуют это.
Я был уверен, что к тому времени, как мне исполнится двадцать один год, какой-нибудь учёный — может быть, мой брат — сделает цветную фотографию Господа Бога и продаст её журналу "Популярная механика".
Научная истина обещала подарить человечеству счастье и комфорт. Когда мне исполнился двадцать один год, мы сбросили научную истину на Хиросиму. Выживших не было. Как раз в это время я вернулся домой из Дрездена, где был военнопленным и видел, как его сжигали дотла. Тогда же мир узнал весь ужас немецких концлагерей. Так что я поговорил с собой по душам: "Эй, капрал Воннегут", — сказал я себе, — "может, ты ошибся в своём оптимизме. Может, правда за пессимизмом". С тех пор я был последовательным пессимистом, за некоторыми исключениями. Чтобы убедить мою жену выйти за меня, мне, конечно, пришлось пообещать ей, что будущее станет раем на земле. Потом мне приходилось лгать о будущем каждый раз, когда я думал, что она беременна. Или когда она грозилась уйти от меня, если я не перестану быть таким пессимистом. Сколько раз я спасал наш брак, восклицая: "Стой! стой Я вижу свет в конце туннеля!" Мне жаль, что вам я не смогу показать свет в конце туннеля. Жена умоляла меня об этом, но света нет.
Вы даже представить не можете, насколько всё станет хуже и никогда не вернётся к лучшему.
Солги я вам, вы раскусили бы мою ложь, и причин для уныния стало бы ещё больше. Их и так достаточно. Я хотел бы подарить девиз вашему классу, всему вашему поколению. Это из моей любимой шекспировской пьесы, "Генриха VI", части третьей. Как вы помните, в первой сцене второго акта Эдуард, граф Марч и будущий король Эдуард IV, встречается с Ричардом, будущим герцогом Глостером. Они сыновья герцога Йоркского. И вот они приводят свои войска на равнину у Мортимерс-Кросс в Херефордшире и сразу получают известие о том, их отца обезглавили. Помимо всего прочего, Ричард произносит тот девиз, который я дарю вам: "Рыданья ослабляют горечь мук". Ещё раз: "Рыданья ослабляют горечь мук". В этой пьесе, которая всегда была мне утешением, мы находим такую строчку: "И червь, коль на него наступят, вьётся".

Всем известно, что эти слова принадлежат лорду Клиффорду, второй акт, сцена первая. Они должны были внушать оптимизм, но вынужден вам сказать, что можно наступить на червя так, что он не будет виться даже тогда, когда с него уберут ногу. Я тысячу раз показывал это своим детям. Сейчас они уже взрослые и могут растоптать червя без помощи папочки. Но давайте закроем глаза и представим, что червь всё-таки вьётся. Давайте спросим себя: "Какое новое, хорошее направление выбрать червю цивилизации?"Ну... По идее он должен стремиться вверх. Вверх, конечно, лучше, чем вниз, по крайней мере так принято считать. Мир стал бы гораздо безопаснее, если б правительство увело капиталы из науки и вложило их в астрологию или хиромантию.
Раньше я думал, что наука спасёт нас, и наука, конечно же, пыталась. Но мы не вынесем больше чудовищных взрывов ни за демократию, ни против неё. Только на суеверия можно надеяться.
Если хотите быть друзьями цивилизации, станьте заклятыми врагами истины и фанатиками безобидной галиматьи. Миллионы долларов были потрачены на этот великолепный выпускной класс, и ваши учителя надеются, что, пройдя через их руки, вы навсегда избавились суеверий. Ужасно жаль, но я должен свести их усилия на нет. Я прошу вас уверовать в самые отчаянные нелепицы на свете: что Вселенная вращается вокруг человечества, и каждый кажд_ая его представитель_ница — не менее, чем шахматная фигура в непостижимой игре самого Бога. И если вы сможете сами поверить в это и убедить других, тогда для всех нас сверкнёт надежда.
Люди, может быть, перестанут обращаться с людьми как с мусором и научатся ценить и беречь друг друга.Возможно, заводить детей снова станет безопасно. У многих из вас они так или иначе будут, если вы хоть чем-то похожи на меня. Как говорил поэт Шиллер, "против глупости сами боги бороться бессильны".

К слову об астрологии и хиромантии,они хороши тем, что позволяют людям почувствовать в себе жизнь и множество возможностей. Они словно коммунизм в его лучше годы. У всех есть день рождения и почти у всех есть ладонь. Возьмем, к примеру, внешне невзрачного человека, родившегося 3 августа. Он Лев. Он горд, щедр, энергичен, властен и внушает доверие и уважение! Все Львы такие! Ему покровительсвует Солнце! Его камни-талисманы — рубин и бриллиант! Его цвет — оранжевый!Его металл — золото! Разве он никто?В бизнесе, браке или общении ему подходят Стрельцы и Овны. Есть здесь Стрелецы или Овны? Не зевайте!Это судьба! Разве этот внешне одинокий человек на самом деле одинок? Вовсе нет! У него ведь тот же знак Зодиака, что у Т. Э. Лоуренса, Герберта Гувера, Альфреда Хичкока, Дороти Паркер, Жаклин Кеннеди, Генри Форда, принцессы Маргарет и Джорджа Бернарда Шоу! Все слышали о них. Посмотрите, как он сияет от счастья! Попросите его показать вам свои чудесные ладони. Какая прекрасная линия сердца! Будьте начеку, девочки. Видели вы когда-нибудь такой лунный холм, как у него? Ух ты! Вот это человек!
Всё это подводит нас к искусству использовать обман, чтобы заставить людей казаться удивительнее, чем они есть.
Танцоры_танцовщицы показывают нам людей, которые двигаются гораздо грациознее, чем люди на самом деле двигаются. Фильмы, книги и театр показывают нам людей, которые выражаются гораздо красноречивее, чем в обычной жизни, и заставляют ничтожные людские дела выглядеть значительными. Певцы_певицы и музыкант_ки извлекают гораздо более прекрасные звуки, чем обычные люди. Архитектор_ки создают для нас храмы, в которых явно происходит что-то чудесное. На самом деле не происходит ничего. И так далее. Искусство ставит человека в центр Вселенной, независимо от того заслуживает он этого или нет.

Военное дело же обращается с ним как с мусором, и так же с его детьми и его городами. Оно, наверно, право насчёт ничтожности человека среди бесконечной пустоты космоса. Но я отказываюсь принимать эту ничтожность и прошу вас отвергать её через поклонение искусству.
Один мой друг-критик задумал статью об всём, что я написал. Он перечитал всё у меня — это заняло около двух часов и пятнадцати минут — и, когда он закончил, был зол. "Знаешь, чем ты занимешься?" — спросил он. "Нет", — ответил я, — "Чем я занимаюсь?". И он ответил: "Ты кладёшь ложку дёгтя в каждую бочку мёда".

Я хотел бы, чтоб дегтярный привкус моего пессимизма растаял, оставив вас с полными ртами вязкой ванильной сладости. Но мне всё труднее и труднее раздавать такие конфеты, особенно с тех пор, как военные ученые открыли огонь по толпам своих сограждан. Кроме того, в январе прошлого года я побывал в Биафре, что вызвало волну хохота. И эта отвратительная война в Индокитае идёт и идёт.

Но я всё же дам вам немного той липкой сладости, что у меня осталась. Не раз было сказано, что знание человека о технике оставило далеко позади его знание о самом себе, и что невозможно установить мир, благополучие и справедливость, пока этот разрыв не исчезнет. Это не так. Некоторые люди надеются на великие открытия в социальных науках, что-то вроде F=ma и E=mc^2 для общества и всё такое. Другие считают, что мы должны эволюционировать, чтобы стать лучшими обезьянами с большим мозгом. Нам не нужно больше информации. Нам не нужны большие мозги.
Всё, что нужно, — это чтобы мы стали менее эгоистичными, чем сейчас.
У нас в распоряжении есть множество здравых предложений, что делать, чтобы жизнь на Земле стала лучше. Например, поступать с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Около семисот лет назад у Фомы Аквинского были и другие рекомендации насчёт того, что людям стоит делать со своей жизнью, и они не кажутся мне смешными только потому, что у нас появились компьютеры, полёты на Луну и телевизоры. Он прославляет семь духовных дел милосердия: научить незнающ_ую, наставить сомневающ_уюся, утешить страждущ_ую, увещевать грешни_цу, простить обидевш_ую, сжиться с властн_ой и беспокойн_ой и молиться за всех нас. Он также восхваляет семь телесных дела милосердия: накормить голодн_ую, напоить жаждущ_его, одеть наг_ую, приютить бездомн_ую, навестить больн_ую и заключённ_ую, выкупить пленн_ую и похоронить мертв_ую.
Величайшим надувательством нашего времени я считаю предположение, что наука сделала религию морально устаревшей.
Единственное, что опровергла наука, — это истории Адама и Евы и Ионы и кита. Всё остальное держится довольно бодро, особенно уроки мягкости и справедливости. Люди, которые считают их неуместными в двадцатом веке, просто используют науку как оправдание жадности и жестокости. Наука тут ни при чём, друзья_подруги.

Ещё одно большое надувательство в том, что люди вашего возраста будто бы обязаны спасти мир. Как-то я выступал с речью в маленькой подготовительной школе для девочек на Кейп-Коде, где я живу. Я сказал девочкам, что они слишком молоды, чтобы спасать мир, и что после того, как получат свои дипломы, пусть плавают, ходят под парусом и просто дурачатся. Я часто слышу, как родители говорят своим детям-идеалистам: "Хорошо, ты видишь, как неправильно устроен мир, — так иди и сделай что-нибудь. Мы только за! Иди и спасай человечество". Вы на четыре года старше тех девочек из начальной школы, но всё ещё очень молоды. И вас надули, если смогли убедить, что спасение мира зависит от вас. Оно не от вас зависит. У вас нет ни денег, ни власти. Вы не выглядите серьёзными и зрелыми, даже если вправду серьёзны и зрелы. Вы даже не умеете обращаться с динамитом. Это взрослые должны спасать мир. Вы можете им помочь. Не взваливайте весь мир на свои плечи. Побалуйтесь чем-нибудь немного, как подобает людям вашего возраста. "Баловством", кстати, в военно-морском кодексе называли какие-нибудь мелкие провинности. О, очаровательное преступление. Оно означает невыносимую нехватку серьёзности. Хотел бы я получить позорное увольнение из военно-морского флота США за баловство, и не один раз. Многие из вас этим летом возьмутся за чрезвычайно серьёзную работу— агитацию за гуманных сенатор_ок и конгрессменов_конгрессвумен, помощь бедным, невежественным и ужасно старым. Отлично. Но всего лишь баловство. Ваше время спасать мир настанет тогда, когда у вас появится власть и житейский опыт, когда над вами не смогут насмехаться из-за юного вида, и тогда я предложу вам приложить усилия ради социалистической формы правления.

Свободное предпринимательство слишком тяжело даётся старым, больным, застенчивым, бедным и глупым, а также тем людям, которые никому не нравятся. Им просто ничего не светит на его условиях. Им не хватает чего-то такого, чего, к примеру, в изобилии у Нельсона Рокфеллера. Так что давайте начнём делить имущество более справедливо, чем делили до сих пор. Давайте убедимся, что у кажд_ой есть пища, приличное жильё и медицинская помощь, когда он_а в ней нуждается. Давайте перестанем тратить деньги на оружие, которое, слава Богу, всё равно не работает, и начнём тратить их друг на друга. Скромный достаток для кажд_ой — это не что-то из области фантастики. Это реальность Швеции. И у нас может быть так же. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр однажды заметил, что в Швеции с её многочисленными утопическими программами высокий уровень алкоголизма, суицида и молодёжных волнений. И всё же хотел бы я увидеть, как Америка пробует социализм. А если мы начнём сильно пить и кончать жизнь самоубийством, а наши дети станут вести себя как сумасшедшие, всегда можно вернуться к старому доброму свободному предпринимательству.
21:30 / 9 сакавiка 2020 / Ліза Лойка
Падпісвайся на нашу старонку Укантакце. Мы стараемся!
Перадрук матэрыялаў магчымы
толькі з актыўнай спасылкай на арыгінал публікацыі.
Дэталі тут
.